Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Рождественский пост начинается 15 ноября (28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (7 января по новому стилю), длится сорок дней. Так как заговенье на пост (последний день перед длительным постом, когда еще можно употреблять пищу животного происхождения) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

Современный христианин часто задает вопрос, а что такое пост и каким он бывает?

Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смиренное сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид.

Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Василий Великий пишет по этому поводу:

«Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания».

Ветхозаветные евреи под постом понимали, прежде всего, разной продолжительности полное воздержание от любой еды и воды.

Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния, или Умилостивления, (Лев. 14:29-30, 23:27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах.

В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными личными постами.

Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, как повествует книга Исход (34:28)

Встречаются примеры поста в знак покаяния или в надежде на помилование, например, Царь Давид постился семь дней в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его новорожденному сыну (2Цар. 12:16–17,22).

Перед лицом угрозы природного или общественного бедствия, а также в надежде на получение Божественной помощи в битвах и иных важный делах объявлялся коллективный публичный пост, обычно сопровождавшийся молитвой, жертвоприношением и покаянием в грехах.

Вспоминается трехдневный покаянный пост ниневитян (Ион. 3:5-10) как реакция на проповедь пророка Ионы об уничтожении их города. Этот пост примечателен тем, что касался не только взрослых мужчин и женщин, но и детей, грудных младенцев и даже животных. Три дня все жители Ниневии не ели и не пили, ходили во вретище, посыпали головы пеплом, отвратились от злых дел своих и покаялись, за что и были помилованы.

Пророк Илия, очистив душу сорокадневным постом, удостоился в хоривской пещере видеть Господа, насколько можно видеть Его человеку (3Цар. 19:8-13).

Пост бывал и в знак траура.  Получили распространение посты как форма проявления личного благочестия и аскетизма. Постились вдовствующие женщины. Описание подобной практики мы встречаем в Новом Завете в лице Анны Пророчицы, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь», и удостоилась видеть младенца Христа (Лк. 2:36-38).

Но чем же отличается ветхозаветный пост от поста христианского?

Ответ мы находим в евангельских словах Господа «Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'».

Почему милосердие, а не жертва? Действительно, наиболее угодная Богу жертва — деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии.

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

  Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли «враги». Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из «врагов». Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

   В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки «враг», расплатившись в кассе, сказал ему:

— Я должен тебе кое в чём признаться.

— Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

— Зачем же ты помогал мне, если я твой «враг»?

   Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса Христа, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

 В вере ли мы? Действительно ли можем назваться христианами, верными чадами Церкви Христовой, сынами Божиими по благодати?
 Или наша вера не простирается далее внешних знаков и наружного благочестия?
 Великий молитвенник и подвижник Земли Русской, приснопамятный протоиерей Иоанн Кронштадтский с такими словами обращается к совести каждого христианина:
 “Ты принадлежишь к Церкви Божией, или обществу верующих во Христа.
 Эта Церковь есть единое Тело Христа, и Христос Бог есть Глава.
 Достойный ли ты член? Свято ли живешь? Каешься ли всегда? Исправляешь ли сердце и жизнь свою, нравы свои, помыслы, чувства, намерения, стремления, все поведение свое?
 Живой ты член или мертвый?
 Примут ли тебя святые, когда ты перейдешь от этой жизни временной в вечную? Не отвергнут ли тебя, как гнилой член, смердящий, непотребный?
 Не будет ли твоя участь с отверженными от Бога? Спеши поправить дело, исправить все свое поведение.
 Тебе дано на то время!

Научиться быть действительным христианином, а не номинальным, являющимся таковым только по факту крещения, особо призывает Православная Церковь во время поста. Пост — помощь и проверка человека на пути Богу, к Любви.

По-разному встречают православные пост. С разным настроением. О разном думают. Слабый здоровьем тревожится: выдержит ли. Слабый духом сомневается: справится ли. У хозяйки свои заботы: чем накормить. Кто-то надеется сбросить свою духовную лень. А кому-то всегда мило встречать это время особенной духовной работы, позволяющей нам подниматься над обыденной суетой… Словом, иной раз душа радуется, а в иное время плоть трепещет. Но поговорим об этом в следующей статье….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *