Крещение

Беседа перед крещением (информация для экзамена в конце)

Оглашение (катехументат, от греч. katechoumenos, «оглашенный», «получивший устное наставление») – устное наставление в вере, предшествующее крещению.

Чтобы принять святое крещение, нужно прослушать огласительные беседы (распоряжение благочиния от 1 января 2020 года).

Запись на беседу — воскресенье, 9:00, церковная лавка храма.

Огласительные беседы проводятся в воскресенье в 9:30. Их должны прослушать и крёстные, и родители ребёнка, при желании и другие родственники, а так же сам крещаемый старше 12 лет.

Общее крещение проводится по воскресениям в 11:00.
Запись на индивидуальное крещение по телефону или в сообщения группы.

Первой беседой является данная статья, прочитайте её до конца внимательно:

Вы приступаете к Таинству Крещения. Приходя к святой купели, Вы сознательно принимаете очень важное для себя решение. К чему призывает нас святая Православная Церковь и что должны мы знать, приступая к этому Таинству? Обо всём этом и говорится на огласительных беседах.

Цель Крещения

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
— Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? – такой вопрос предлагается взрослым.
— Для какой цели мы крестим детей? – такой вопрос предлагается восприемникам.
Редко можно услышать правильные ответы.
Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или «чтоб иметь: веру», и так далее.
Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.
Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой.

Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16).

Значит, вера предшествует Крещению.
Многие приходят просто без подготовки, думают так: окунут их – и все, и они будут крещёными..
Юноши и девушки при поступлении в вуз или техникум никогда не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая вашу веру, вашу готовность.
Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: «нет».
Перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия.

Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19).

Евангелие – (благовестие) часть Нового Завета. Написано четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. Библия (книга книг) состоит из книг Ветхого Завета – жизнь до Иисуса Христа и книг Нового Завета – жизнь, Крестные страдания ,Воскресение Иисуса Христа и жизнь Его учеников . Книги богодухновенны, т.е написаны действием Святого Духа. И если мы христиане, то обязаны неоднократно прочитывать , начиная с Нового Завета, даже если не все сразу понимаем. Лучше начинать с евангелия от Марка.

В евангелии Христос говорит: « Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16 :16).

Крещению предшествует вера. Верит каждый человек. Сажая семена растений , мы верим, что они принесут плоды. Что значит веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях всем сердцем, что Он управляет всем миром и заботится о человеке. С другой стороны, верность и доверие Богу. То есть вера — это живая уверенность в невидимом , как в видимом. Многие не хотят веровать в Бога, нарушают заповеди (правила) , надеются только на себя. Для принятия Крещения вера в Бога – необходимое условие. Без веры невозможно механически воспринять великую благодать Божию в Таинстве Крещения. Чем больше человек молится, думает о Боге, делает добро, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт.
Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это – второстепенное, оно не должно заслонять главного.

Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).

Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.
Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли!

Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет. 1:11).

Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет. 3:21).

Смысл жизни состоит в том, чтобы нам за эту нашу временную жизнь подготовиться к жизни вечной. Рай это не только место, но и состояние («Царствие Божие внутрь вас есть» Лк. 17:21).

И вот если мы достигнем райского состояния, то рай станет нашим родным домом ещё здесь, на земле. Мы должны осознавать, что земная жизнь нам необходима, что всё, что от нас здесь требуется, мы должны делать, но при этом мы должны чётко осознавать, что здесь мы не останемся навсегда, что наш настоящий дом – это Царство Небесное, и к этому дому мы должны стремиться всей душой. Т. е. мы должны стараться жить в общении с Богом и людьми, и не грешить, а если в какие-то грехи впадаем по своей немощи, должны в них раскаиваться и стараться больше не совершать. Вот это и есть христианская жизнь.
Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с Церковью. Церковь –это живой организм. Каждый христианин –это живая клеточка живого организма. Святой Дух пронизывает всю Церковь и управляет ею. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.Можно привести пример. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался. Но в Крещении с человеком происходит важное событие, в нем происходит перемена. Семя новой жизни, брошенное в душу во время Крещения, пребывает в человеке, и поэтому это Таинство никогда не повторяется.

Миропомазание.

Сразу же после таинства Крещения совершается второе таинство – Миропомазание. Что это за таинство? Священник помазывает особым маслом – миром – основные органы чувств и основные части тела человека: чело, уста, ноздри, глаза, уши, грудь, руки, ноги. Каждое помазание совершается со словами: «Печать дара Духа Святаго». В этом таинстве человек получает дары Святого Духа. Если в Крещении совершается наше духовное рождение, то в Миропомазании человеку даются дары, необходимые для его духовного возрастания. Как после рождения ребенка мать окружает его своей любовью, так и Церковь после Крещения дает человеку благодать Святого Духа, Который помогает человеку в его духовном росте. Духовная жизнь есть постоянное возрастание. Святой Дух в таинстве Миропомазания сходит на человека и начинает постепенно его менять. Но надо помнить, что исцеление не бывает быстрым и получает его человек не автоматически. Можно привести такой образ. В Крещении в нашу душу всевается семя новой жизни. Пока грех пропитывает наше естество, но уже появилось это маленькое семечко. В Миропомазании на нас сходит Святой Дух, Который Своей благодатью орошает это семечко, чтобы оно разрослось и чтобы мы наполнились новой жизнью. Святой Дух преобразит и наш слух, и наше зрение, и наш ум, и наше сердце, только не надо мешать Богу в этом, а напротив, активно помогать. Сможет ли Бог духовно изменить человека, если он сам продолжает заражать свою душу тем, что смотрит развратные фильмы, читает пошлые газеты и журналы, оскверняет себя нечистыми анекдотами и ругательствами? Тот нежный росток чистоты, что начинает расти в душе человека, легко растоптать, особенно если это душа ребенка.

Молитва

Если церковная жизнь – это лестница, по которой мы поднимаемся к Богу, то первой ступенькой этой лестницы является молитва. Казалось бы, все просто. Действительно, молитва – это первый признак духовной жизни. Но не всякую молитву Бог принимает, как молитву верующего. Иногда в разговоре собеседник говорит: «Ну, вообще-то в Бога я верю». – Спрашиваю: «А вы молитесь?» – «Ну, конечно. В храм хожу по праздникам. И так просто захожу, свечки ставлю, когда жена заболеет или что-нибудь случится». – «А каждый день, утром и вечером, получается молиться?» – «Ну нет, каждый день не получается, все дела, суета, знаете ли. А вообще-то в Бога я верю».На самом деле, как только человек сказал, что он не молится каждое утро и каждый вечер, то тем самым он практически сказал, что он безбожник, хотя сам продолжает наивно верить, что он верующий. «Какой же я безбожник?! Жизнь без Бога. На самом деле для того, чтобы называться верующим, очень мало верить в то, что Бог есть. В Священном Писании говорится, что и «бесы веруют, и трепещут». Но христианами их не назовешь.Так что первый шаг к Богу – это ежедневная молитва. Причем обязательно каждое утро и каждый вечер. Первое время человек заставляет себя молиться, иногда пропускает молитвы, часто забывает о них. Но постепенно они становятся естественным движением души. И самое главное, что это не просто привычка – мы начинаем жить с Богом. Духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится темной печатью на душу ребенка. Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка находится еще в утробе матери или кормится мамой у телевизора. Грех родительский отпечатывается на ее душе. Таково свойство духовной связи близких людей – мать не видит сына, но чувствует его боль; сын не видит греха родителей, но приобретает склонность к нему. Святость, праведность также запечатлеваются на детях. Сам Господь в Священном Писании говорит, что Он помнит грех до третьего или четвертого поколения, а праведность в тысячи родов. Можно сказать так: духовная жизнь детей и родителей едина, неразрывна. Душа человека по своей природе – христианка. Ребенок с момента своего зачатия хочет молиться, душа его требует этого. Ребеночек просыпается утром на кроватке, потягивается, душа его хочет помолиться Богу, но сам он не может, это должны сделать за него родители.

Причащение

Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее главным признаком является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу Господа с учениками-апостолами. Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской – жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и Кровью, а поскольку Христос – Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом. Что может быть важнее для христианина? Ведь в его плоть и кровь входят Сам Спаситель? Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек присутствует в нас. Христианин, который перестает причащаться, перестает быть христианином. Можно спросить его: «Какой же ты христианин, если в тебе Христа нет?»
В Таинстве Причащения Господь Сам входит в нас и дает силы, просвещает изнутри и делает понятным то, что вчера было недоступно.
К этому Таинству надо готовиться. Не может быть такого, чтобы вошел человек в храм, постоял пять минут, а потом говорит: «Вон, Чашу вынесли! Пойду причащаться!» Нет, мы должны тщательно готовиться. Взрослые ко Причащению готовятся трояко: постом, молитвой и исповедью. Перед Причащением необходимо поститься хотя бы два-три дня, не вкушая мясной, молочной пищи, яиц. В пост входит также воздержание от супружеских отношений и от всякого рода развлечений (музыка, телевизор и т.д.). При болезни о мере своего поста перед причастием человек должен посоветоваться со священником. Перед причащением кроме обычных утренних и вечерних молитв читается особое «Последование ко Святому Причащению». Также необходима исповедь, чтобы человек приступал к этому великому Таинству с чистой совестью. Не может быть такого, чтобы вчера ты с кем-то подрался, оскорбил или унизил кого-то, а сегодня идешь причащаться. После серьезных грехов (измена, блуд, аборт, воровство и пр.) человек на некоторое время отлучается от Причащения и может приступить к Чаше только после искреннего покаяния. Так готовятся взрослые. Детей до 7 лет причащают без подготовки.

Исповедь

Даже если вы будете каждую неделю причащать ваших детей, а сами не будете причащаться, то это неправильно, а к тому же еще и нечестно: «Ты, доченька, иди в Царствие Небесное, а я пока подожду, я еще не доросла». Нет, родители всегда должны быть впереди и вести ребенка за собой. А чтобы причащаться нам, взрослым, необходимо будет исповедоваться. Чтобы Господь принял нашу исповедь и простил грехи необходимо покаяние, искренность по совести, стараться не совершать их. Человек, который часто исповедуется, постоянно видит свои грехи и кается в них. Человек, совершавший только «мелкие» грехи, ничем не лучше, совершившего большой грех. Православные христиане верят во Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Это Триединый Бог, единый в Своем Существе и троичный в Лицах. О том, что Христос – это истинный Бог и истинный Человек. О том, что в Крещении мы заново рождаемся и становимся членами Церкви, и если после Крещения не начнется церковная жизнь, то бесполезно само Крещение. Первым признаком духовной жизни является ежедневная молитва, главным же признаком церковности является участие в таинстве Причащения. К Причащению надо готовиться постом, молитвой и исповедью. Исповедоваться надо во-первых, искренне, во-вторых, борясь с грехами и, в-третьих, часто.

Крёстные.

Крестными должны быть уже глубоко церковные люди, которые помогали бы крещеному делать первые шаги в Церкви. Поэтому недопустимо брать в крестные недавно крестившихся людей, которые сами еще не получили опыта церковной жизни. Крестным не может быть несовершеннолетний человек, поскольку сам за себя еще не отвечает. Родители не могут быть крестными у своих детей, но могут другие родственники. Уже в древнейшие времена был обычай крестить детей в самом раннем возрасте. Крещение младенцев совершается по вере восприемников и родителей. Заочно крестных родителей нет, они в таинстве Крещения дают обещание Богу своим примером помогать крестнику в его духовной и телесной жизни. Для крещения достаточно одного крестного, желательно того же пола, что и крещаемый. Но на Руси принято иметь двух крестных – мужчину и женщину. Однако следует иметь в виду, что крестные родители не могут в дальнейшем вступать в брак друг с другом. Если нет возможности быть рядом с крестником, то надо всегда молиться за него.

Пояснения к чинопоследованию Крещения

Перед совершением таинства Крещения священник оборачивается лицом на запад, а не на восток, куда обычно молятся Богу, и запрещает нечистому духу именем Божиим: «изыди и отступи от новоизбранного воина Христа Бога нашего» и совершается чин отречения от сатаны. Священник обращается к человеку: «И дуни, и плюни на него». Человек символически дует, показывая диаволу его немощь по сравнению с силой Божией, к которой человек теперь прибегает, а также символически плюет, показывая свое нежелание более служить диаволу.

За чином отречения от сатаны следует чин сочетания (соединения) со Христом и читается Символ веры. В этом Символе кратко изложены основные положения православной веры: вера во Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа; в то, что Христос, будучи истинным Богом, становится и истинным Человеком, умирает на Кресте, воскресает в третий день и пребывает сейчас одесную Бога Отца; в то, что наступит Второе пришествие Христово, будет конец нынешнего века, и после всеобщего воскресения и Страшного суда наступит жизнь будущего века. Символ веры – это исповедание своей православной веры и, в то же время, своего рода торжественное обещание соблюдать эту веру до конца своих дней. В православной Церкви Символ веры помещен среди утренних молитв, чтобы ежедневно вспоминать основные истины Церкви и крепко держаться православной веры. Освященным елеем крестообразно «знаменуется» вода и помазывается крещаемый. Человек трижды погружается в воду, нарекается православное имя и Господь дает крещаемому ангела- хранителя. После определенной молитвы совершается таинство Миропомазания. Совершается троекратное обхождение купели со свечами и с таким же песнопением, как и в древности: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («Вы, которые крестились во имя Христово, во Христа облеклись»), читается апостольское послание и Евангелие. Весь чин завершается символическим пострижением крещенного. Совершается чин воцерковления и крещеные впервые в жизни причащаются Святых Христовых Таин. Единственный раз человек причащается без обычной подготовки, не читая определенных молитв и не исповедуясь. А вот уже в следующий раз человек уже должен обязательно готовиться ко Причащению исповедью, постом и молитвой. После Причащения Святых Христовых Тайн остается только пожелать крещеным стараться вести себя достойно, чтобы не оскорбить Бога, который пребывает сейчас с нами, а также выразить надежду, что теперь храм будет для них родным домом.

Критерием готовности к принятию Святых Таинств должно являться исповедование Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, твердое намерение жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

Очень важно перед совершением таинства Крещения:

  1. Выучить молитву «Отче наш»
  2. Изучить молитву «Символ Веры»
  3. Познакомиться с Евангелием от Марка.